Сайт учителя технологии Альтенгоф В.А.

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 25.09.2017, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Сайты по технологии
 Непрерывная подготовка учителя технологии
ТОКАРНЫЕ И СТОЛЯРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ С ОТДЕЛКОЙ ИЗ БЕРЕСТЫ

      Многие учителя технологии в своей работе, на уроках, испытывают затруднения с выбором объектов труда, которые по своей технологии не представляют больших трудностей в изготовлении и в то же время имеют внешний вид, выполненный на высоком художественном уровне. Данные объекты должны включать все технологические операции предусмотренные программой. После долгих лет поисков и проб различных видов художественной обработки материалов и изготовления различных изделий, мне кажется, что я нашёл компромисс между простотой исполнения и высоким художественным  внешним видом изделия, тем более что данные изделия можно изготовить из различных отходов древесины. Речь идёт о шкатулках, коробках для бижутерии, солонках, подставках для ручек и карандашей (круглых, квадратных, прямоугольных). Да просто любой формы и исполнения, всё зависит от фантазии исполнителя.
     Вся простота заключается в том, что данные изделия, с внешней стороны, обклеиваются берестой с последующим тиснением орнамента специальными  штампами (зубные буры, гвозди – шляпкам приданы различные формы, и различных предметов которые оставляют красивый оттиск). При такой внешней отделке не требуется большого умения, как при резьбе или росписи. Вся процедура заключается в разметке центров и диагоналей, а сами узоры наносятся без разметки. Как показали занятия с кружковцами, с такой работой справляются даже ученики 2-3 класса. А саму основу можно выполнить на уроках технологии старших классов, когда изучаются темы «Токарная обработка древесины» или «Обработка конструкционных материалов».
Многих поначалу отпугивает кажущаяся сложность изготовления таких объектов. Большинство учащиеся, после 2 – 3 изделий, изготавливают изделия такого качества, что их с охотой приобретают как сувениры.
     Сама основа изделия изготавливается либо на токарном станке, либо столярным способом из отходов древесины (планок, брусков, различных обрезков досок). Столярным способом изготавливаются основы для призматических шкатулок, солонок и т.д. Древесина применяется обычно мягкая, а вот способы соединения деталей – любая, в зависимости от изучаемой темы (на клею, на гвоздях, шиповые соединения и т.д.). Технология изготовления призматических шкатулок описана во многих книгах и пособиях, поэтому не будем на этом задерживаться. Вся трудность при изготовлении таких шкатулок заключается в выборе формы. Собранная основа, затем обрабатывается на специальном точильном круге. Точильный круг представляет собой круг из многослойной фанеры, закреплённой на планшайбе. На поверхность круга наклеивается или закрепляется любым способом наждачная шкурка. Круг устанавливается в патрон токарного станка, на станину устанавливается упор.


      Круглые шкатулки изготавливаются на старом токарном станке по металлу. Почему на станке для обработки металла: в первых - резцы зажаты в резцедержателе и не представляют опасности для слабых детских рук (в отличие от токарного станка по дереву, где резец удерживается в руках);  во вторых – освобождает от использования планшайбы. Использование токарного станка по металлу позволило уменьшить вероятность травмы рук,  в 2-3 раза сократило время изготовления изделия, повысилось качество обработки поверхности и точности подгонки корпуса и крышки, учащиеся приобретают навыки работы с токарным станком по металлу, что пригодится в дальнейшем при изучении темы «Токарная обработка металла».
              Для изготовления шкатулок на токарном станке требуется дополнить его некоторыми несложными приспособлениями (трезубец, упорная шайба, резцы). Трезубец выполняется из металла, как показано на рисунке, на токарном станке по металлу и фрезерном станке. Упорную шайбу можно выполнить в двух вариантах, для установки протачивается пиноль под подшипник как показано на рисунке. Резцы необходимы трёх видов: а) проходной; б) расточной; в) отрезной.



      Заготовку для изделия выбираем из древесины твёрдых пород, в данном случае из берёзы. Заготовки  выбираются из досок толщиной от 30 мм. и более, если необходимо толщину можно увеличить, склеив две, три и более досок при помощи клея ПВА. Необходимо сказать, что мы используем не продольное (осевое) точение, а поперечное (радиальное). Размеры часто зависят не от желания, а от размеров отходов, которые мы используем. Это шкатулки от 4 – 5 см в диаметре до размеров которые позволяет получить та марка станка который мы используем для работы. Заготовка выбирается без трещин, можно использовать заготовки с сучками токарный станок по металлу с зажатым, в резцедержателе, резцом даёт нам возможность обрабатывать такие заготовки. Сами же сучки в дальнейшем придадут внутренней поверхности своеобразный рисунок.
  Заготовка размечается в виде квадрата, затем проведя диагонали находим центр заготовки и циркулем обозначим диаметр будущего изделия не забыв оставить припуск  5-10 мм. на обработку. Затем отрезаем углы, как показано на рисунке. После  того как мы подготовили заготовку произведём её установку на токарный станок. Для этого устанавливаем в патрон станка изготовленный трезубец, так чтобы за кулачки выступали только зубья, затем устанавливаем заготовку центром к центральному зубу трезубца, с другой стороны прикладываем упорную шайбу и установив заднюю бабку вращаем рукоятку пиноли до тех пор пока заготовка прижмётся своей поверхностью к кулачкам патрона. Установив резец, обтачиваем внешний диаметр, затем протачиваем заготовку до упорной шайбы на ширину 10-15 мм. После этого заготовка готова к дальнейшей работе. Если необходимо изготовить несколько изделий, то все заготовки необходимо подготовить вышеописанным способом и только затем переходить к следующему шагу.
       

    Дальше удалив трезубец и упорную шайбу, устанавливаем заготовку меньшим цилиндром в патрон станка. Протачиваем внешнюю сторону до необходимых размеров и переходим к расточке внутренней части, не забыв при этом о выемке под крышку. После проверки всех размеров, шлифуем внутреннюю поверхность, и те части с внешней стороны, которые не будут находиться под берестой, и красим эти поверхности морилкой. Морилки лучше всего брать тёмных тонов. После того как прокрашенные поверхности высохли, отрезаем заготовку отрезным резцом, шлифуем донышко и прокрашиваем его.
     Таким же способом вытачиваем и прокрашиваем крышку шкатулки. Из  одной заготовки можно выточить несколько крышек. После этого необходимо выточить ручки для крышек. Изделие готово для отделки берестой.



     Бересту заготавливают в конце мая – начале июня. Заготовку производят в местах вырубки, посоветовавшись с лесником. Самовольная заготовка запрещена. На стволе дерева выполняют 3 надреза – один вертикальный и два поперечных, после этого поддев край вертикального надреза снимают бересту. Береста, в это время, снимается очень легко. Полученные пласты укладывают на деревянный щит, один на другой, сверху положить другой щит и придавить тяжёлым грузом. Перед работой бересту расслаивают на слои, для мелких изделий выбирают тоньше слой, а для больших – толще. Для работы выбирают внутренний слой, который имеет поверхность похожую чем - то на кожу. Внутренняя поверхность лучше подаётся окраске спиртовыми морилками.

     Из плотной бумаги вырезаем шаблон на стенку шкатулки, затем накладываем шаблон на бересту и обводим его по контору резцом. Резец, обычный нож-косячок, изготавливается из обломков полотен по металлу, рукоятку обматываем полоской бересты. Затем подгоняем на месте вырезанную заготовку по ширине и по высоте. После этого при-ступаем к разметке рисунка, следует отметить, что в отличие от резьбы, мы размечаем только осевые, центры и линии, сами же узоры не рисуются. После разметки мы приступаем к тиснению. Разметку лучше всего проводить тонкой швейной иглой.
     Тиснение выполняется при помощи различных штампов. В роли штампов можно применить практически любой предмет, который оставит при тиснении чёткий след, например – стержень от простой шариковой ручки оставит след в виде маленькой окружности, зубные буры - в виде красивой снежинки. Но основные штампы мы изготавливаем сами из простых гвоздей, с гладкой шляпкой, при помощи надфилей. Форму штампов выбираем различную, начиная от простого круга до сложной формы различных животных и птиц. Тут всё зависит от фантазии. Но, даже имея небольшой набор штампов можно выполнить сложный орнамент или композицию, комбинируя сочетание штампов.


      Тиснение можно выполнять руками, надавливая штампом на бересту или установив штамп на бересту ударить сверху молоточком, но при этом нужно учитывать силу удара. Удар должен наноситься сверху под углом 90°, силу удара выбирают такой, чтобы остался чёткий след, и края тиснения не прорезались. Тиснение выполняется одним ударом. Главная ошибка начинающих это нанесение слабых и частых ударов, не учитывая при этом упругость бересты. Вместо одного чёткого следа остаются несколько размытых следов, что портит общую картину.

     Тиснение начинают с орнамента, который подчёркивает верхний и нижний края, после этого выполняют сияния и только потом связующие элементы узора.  Орнамент по краю лучше всего выполнить из геометрических элементов, дополнив промежутки между ними мелкими узорами в виде снежинок или просто точек. Далее, по шаблону, разметить среднюю часть заготовки. Можно использовать несколько вариантов разметки – разместить по всему контуру розетки или сияния или разметим заготовку на сектора при помощи прямых или волнистых линий, как показано на рисунке. Прямые или волнистые линии лучше всего выполнить при помощи зубных буров. Бересту, которая располагается на крышке, лучше всего выполнить в виде большого сияния, но край бересты обработать тем же способом что и боковину. Когда все заготовки готовы начинают сборку.
     Сборку выполняют при помощи клея. Клей можно использовать ПВА или "момент", в последнее время мы используем только "момент", он ускоряет работу и не приходиться ждать, когда клей высохнет. Наклейка заготовок производится следующим образом – клей наносится на бересту, разравниваем клей палочкой, чтобы вся поверхность заготовки была покрыта клеем, затем прижимаем заготовку к месту, придавливая по всей поверхности. После этого отделяем заготовку и даём клею подсохнуть, затем прижимаем заготовку на своё место, тщательно придавливая пальцами по всей поверхности. Следует отметить, что наклеиваем бересту с тиснением, а не выполняем тиснение на готовой шкатулке, что может повлечь за собой порчу шкатулки, (это не относится к работе с призматическими шкатулками и различными изделиями призматической формы).

      На крышке в середине сверлим отверстие на ½ толщины по диаметру ручки, наклеиваем бересту и вставляем ручку, предварительно смазав клеем отверстие. Шкатулка готова к дальнейшей обработке. А дальнейшая обработка заключается в прокрашивание красителями поверхности бересты. Можно оставить поверхность некрашеной, тогда она приобретает оттенки слоновой кости и её достаточно протереть растительным маслом для блеска. Если поверхность прокрашивать, то необходимо использовать спиртовые морилки. Они хорошо прокрашивают поверхность, и легко удаляется смоченной в воде тряпочкой (высветлить выступающие части орнамента). При помощи прокрашивания можно получить различные оттенки, от золотистого до бронзового. Сочетая прокрашивание и высветление можно получить различные эффекты. После этого протираем бересту растительным маслом и изделие готово.


    Теперь расскажем немного о шкатулках изготовленных столярным способом. Шкатулки, подставки для авторучек и карандашей, солонки и другие изделия призматической формы, изготавливаются любым известным способом. Особое внимание необходимо уделять подготовке внутренних поверхностей, внешние поверхности могут быть шероховатыми, что улучшит качество склейки бересты с поверхностью. В отличие от круглых шкатулок, на призматических шкатулках можно сразу наклеивать бересту, и затем выполнять тиснение. Это  позволяет наилучшим образом подогнать узор к форме предмета. Используя различные вставки и распорки можно предотвратить порчу изделия при тиснении.
       Шкатулки призматической формы можно выполнить нескольких вариантов – простой прямоугольной формы и ларец – шкатулка. Как выполнить сборку видно из приведённых рисунков. А технология отделки берестой такая же как и при отделке круглых шкатулок. Новое, на что надо обратить внимание, это шарнирное соединение крышки с корпусом шкатулки. Это соединение можно выполнить любым способом, но самый простой те, что  приведены на рисунках. Внутреннюю поверхность можно покрыть морилкой или обклеить любым материалом.



   Далее приведём несколько различных изделий выполненных из древесины с после-дующей отделкой берестой. Самое простое изделие – это подставка для карандашей. Основу для данного изделия можно выполнить с учениками пятого класса (разметка, строгание, сверление, пиление), а отделку берестой может выполнить практически ученик любого класса. То же самое относится и к другим изделиям – солонка, различного рода головоломки, рамки для фотографий и т.д. Можно перечислять большое количество различных изделий, которые можно украсить берестой, но главное не переусердствовать. Главное попробовать, а затем вы сами придумаете какие ещё изделия украсить берестой. Доступность и лёгкость работы с берестой привлекает к занятиям не только мальчишек, но и девочки с удовольствием занимаются на таких занятиях (с готовой основой).



     Несколько советов начинающим. Всё должно быть в меру, не следует полностью заполнять элементами плоскость, желательно оставлять некоторые места свободными, так как сама береста имеет очень красивую фактуру. Если вы украшаете, каким то элементом шкатулку, то этот элемент обязательно должен быть и на крышке, тогда изделие смотрится как единое целое. Обязательно окантуйте плоскость, каким либо орнаментом – это придаёт строгость и завершённость вашему изделию. Перед тем как наклеить бересту, необходимо обработать морилкой те места, которые останутся без бересты. Иначе клей, выступивший по краям бересты, не даст закрасить эти места в последствии. И главное – не бойтесь испортить изделие, береста – это не резьба, где любая ошибка может привести к порче изделия, бересту можно снять и на её место наклеить новую. Если есть желание, можно попробовать большие плоскости заклеивать не целым куском бересты, а кусочками различных, по оттенку и цвету. По швам можно выполнить, какой либо орнамент, и они не будут заметны. Сочетая светлые и тёмные оттенки бересты, мы получим дополнительные возможности и комбинации.



Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 |