Сайт учителя технологии Альтенгоф В.А.

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 24.11.2017, 14:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статистика
Форма входа
Сайты по технологии
 Непрерывная подготовка учителя технологии
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие познавательных интересов и творческих способностей, учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие познавательных интересов и творческих способностей, учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
    Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. "Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого.” - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
    Беда школы – потеря учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причина такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана общеобразовательная область «Технология». Разнообразие её содержательных компонентов в значительной степени способствуют формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.
    Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация её – важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приёму работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало? Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приёмов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности; анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.
    Порой научить пилить, вырезать или работать на станке значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать своё рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приёмам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно – гигиенические требования.
    Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он пол-нее, тем меньше должен быть контроль со стороны учителя. Если учитель во всём направляет ученика, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.
    Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребёнка к творчеству. Ведь именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционным и технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жёсткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им  попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задумываться. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоёмкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
    После изучения каждого модуля или раздела  необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизация их творческой деятельности и самонаправленности. Обычно теоретический материал даётся в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. И вот, когда она закончена, следует остановиться, проанализировать сделанное, обобщить полученные знания и умения. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением, ввожу в урок игровые формы (решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, использую тестирование. Мною разработана компьютерная программа для проведения тестирования на языке программирования Visual Basic, которую можно легко адаптировать под любой предмет. Цель учёта и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа. Контроль должен быть систематическим, гласным, объективным, быстрым и малотрудоёмким.
    Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Стимулируя интерес к познанию, владение ИТ открывает неограниченные возможности как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества. Роль учителя уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это помогает им поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов.
    Благодаря современным технологиям многие учащиеся нашей школы получили доступ во Всемирную Сеть Интернет. Наряду с внедрением ИТ в образовательный процесс это способствует наиболее полной реализации работы по развитию самостоятельности и творческой активности, открывает новые возможности развития их коммуникативной деятельности, а, следовательно, активизирует их потенциальные продуктивные силы для успешной самореализации в обществе.
    На медиа-уроках, выпуская школьную газету «За школьной партой», используя ИТ при подготовке к урокам, семинарам, внеклассным мероприятиям, школьники осваивают систему способов деятельности по отношению к себе, семье, обществу, природе, науке, технике, искусству.
    Конечно, далеко не у всех наших учеников есть домашние компьютеры, недостаточно оборудован и школьный компьютерный класс, нет быстрого Интернета, пока нет. Но есть осознание неоспоримых преимуществ и возможностей, открывшееся в развитии познавательных интересов и творческих способностей с внедрением новых информационных технологий, есть желание учиться и работать в соответствии с требованиями времени. «Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным», - читаем у Спинозы. Информационные технологии мы используем для выполнения чертежей, технологических карт, поиска в Интернете различной информации, изделий, описания опыта работы различных мастеров.
    Другим средством для развития познавательной активности является вне-учебная деятельность. Одним из таких средств является занятия учащихся в различных кружках.   
    Занятия в кружке декоративно – прикладного искусства играет существенную роль в творческом развитии ребёнка, в его эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребёнка, удовлетворяют его тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствую гармоничному развитию. Взяв в руки резец или чекан, сделав первые узоры, ребёнок испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Он становятся участником, увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых вещей.
    К занятиям в кружках ребят нередко влечёт глубокая внутренняя потребность, ещё не осознанное стремление к активному творчеству. Занятия декоративно – прикладным искусством как раз и дают ребёнку возможность проявить и развить свои творческие возможности, раскрыться как личность.
    К переходу, от кружка технического творчества к кружку декоративно – прикладного искусства меня заставила неудовлетворённость большинства детей, посещавших кружок технического творчества. Кружок декоративно – прикладного искусства предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов детей различного возраста и физического развития, даёт больше простора для творческого развития ребёнка.
     Весь период занятий ребёнка в кружке я разбиваю на несколько этапов: подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно – прикладного искусства, выясняю склонности, способности и предрасположенность ребёнка к конкретному жанру. Затем подбираю такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше, чем у него пройдёт пик активности и у него пропадёт интерес заниматься этим делом. На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и изготовлению изделия. На этом этапе я выступаю как наблюдатель и консультант, иногда приходится параллельно с ребёнком выполнять, для наглядности, то же изделие что и ребёнок. На третьем этапе идет анализ изготовленных изделий, анализ проведённой работы, разбор ошибок и подготовка изделий к выставкам в рамках школы и района. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого развития ребёнка (выбор изделия, выбор жанра, комбинирование жанров).
    Занимаются в кружке учащиеся 5-7 классов (первый год обучения) и 8-10 классы (второй год обучения). Ребята первого года обучения работают по образцам, но среди них попадаются и такие, которым можно доверить и самостоятельную разработку изделия. При работе по образцам развиваются навыки, художественный вкус, ребята учатся анализировать, как обрабатывается тот или иной материал, какими средствами достигается создание образа. От образца берётся самое характерное, интересное, ценное. На втором году обучения кружковцы разрабатывают свои изделия, использую все те знания, навыки и умения которые они получили не только на занятиях кружка декоративно – прикладного искусства, но и рисования, черчения и технологии.
    Мы используем несколько видов декоративно – прикладного искусства, в основном это те виды, которые связаны с обработкой древесины и бересты. Резьба по дереву, токарная обработка древесины, работа с берестой (тиснение, плетение). Эти материалы легко обрабатываются и доступны. Комбинируя материалы, их обработку, ребёнок создаёт свои маленькие шедевры. Работы наших кружковцев ежегодно занимали призовые места в районных выставках детского творчества, участвовали в областных выставках, многие работы с удовольствием приобретаются  взрослыми, как сувениры. Многие ребята изготавливают подарки для своих родителей, друзей. Работы некоторых учащихся известны не только в нашем районе, но и в Германии и Швеции.
    Успехи в декоративно – прикладном искусстве рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Занятия декоративно – прикладным искусством, завлекают ребят, занимает их свободное время и не возникает желания заниматься пустым время препровождением.    
    Другим видом деятельности, развивающим познавательные интересы и творческие способности, является издательское дело (создание школьной газеты). В нашей школе мы создали (2001 г.) газету «За школьной партой». В работу над газетой включились не толь-ко учащиеся, но и многие учителя. Была создана редакция, где все должности заняли учащиеся, а учителя выступают только как консультанты. Эта деятельность заставляет учащихся развивать свои познавательные интересы и творческие способности. Ежемесячно выходит один номер газеты, и дополнительно выходят специальные номера, посвящённые различным событиям. Иногда, в течении года, функции редакции передаются классам, то есть каждый класс выпускает специальный номер. Учащиеся с удовольствием и большой ответственностью относятся к обязанностям издателя. Этот вид деятельности является профессиональной пробой, и некоторые из учащихся выбрали для себя будущую профессию – профессию журналиста, и поступили на факультет журналистики.
    Ежегодно наша газета участвует в конкурсе «Шербакульская журналина», где всегда занимает первое место.
    Другим видом внеурочной деятельностью, развивающей творческие способности учащихся, является оформление интерьера школы. Многие работы, выполняемые на уроках технологии, на занятиях кружках декоративно-прикладного искусства применяться для оформления интерьера. Для проведения школьных мероприятий, учащимися разрабатываются специальные проекты оформления интерьера, и совместно с учителями технологии выполняется все виды работ. Учителя нашей школы совместно с учениками старших классов переоборудовали компьютерный класс (установили стеновые и потолочные панели, информационную сеть), произвели отделку вестибюля и тамбура пластиковыми панелями и керамическими плитками. Оформили парадный вход.
    Следующей находкой, позволяющей раскрыть и развить творческие способности учащихся, является социальный проект «Оформление школьной территории». Основой для начала этого проекта явился творческий проект учащейся 9 класса «Моя школа – цветущий сад». Вся территория школы разбита на клумбы, дорожки заасфальтированы. Все работы по обработке почвы и внесение органических удобрений производятся учащимися (мальчики) на уроках технологии (в разделах «Сельскохозяйственный труд»), разбивка клумб и посадка цветов и декоративных растений выполняется девочками на уроках технологии (раздел «Сельскохозяйственный труд» и на уроках биологии). Планированием клумб и выбором цветов и декоративных растений  руководит учитель биологии.
    В летнее время за цветами ухаживают учащиеся и учителя находящиеся на оздоровительных площадках.
    Данный проект заинтересовал не только учащихся, но и местных жителей, которые приносят семена и клубни цветов, советуют, как лучше произвести посадку и ухаживать за ними, и выражают желание, чтобы и на следующий год наша школа выглядела как цветущий сад.
Альтенгоф В.А.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (22.12.2010)
Просмотров: 8610 | Рейтинг: 2.0/1
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 |